Государственное казенное учреждение Пермского края «Единый центр учета» Государственное казенное учреждение Пермского края «Единый центр учета»

Правовые основы централизации

  • На уровень выше

Право руководителя учреждения передавать на договорных началах ведение бухгалтерского учета, в том числе ведение централизованной бухгалтерии закреплено:

  • в ч. 3 ст. 7 Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О бухгалтерском учете" сказано, что руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью;- в п.3.1. этой же статьи устанавливает, что порядок передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
  • в п. 10.1. ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации сказано, что казенное учреждение по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, на основании договора (соглашения) вправе передать иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.
  • в пп. 5 и 6 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом МинФина России от 01.12.2010 № 157н, сказано, что передача в соответствии с законодательством Российской Федерации ведения бухгалтерского учета, в том числе составления на его основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, другому учреждению (централизованной бухгалтерии) осуществляется по договору (соглашению).

При реализации положений бюджетного законодательства Российской Федерации, состоящего из Бюджетного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (статья 2 Бюджетного кодекса), следует исходить из разрешительного типа правового регулирования - "дозволено только то, что прямо разрешено законом" и закрепленного законом закрытого перечня полномочий властных структур и их должностных лиц. Указанный принцип вытекает из подзаконного характера исполнительной власти и ее полномочий, предусмотренного, в частности, статьями 114 и 115 Конституции Российской Федерации.

Следует отметить, что Бюджетным кодексом не предусмотрена передача учетных полномочий государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по договору (контракту) иной организации.

При этом п.14 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного Министерством финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н, предусмотрена возможность передачи ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности государственными (муниципальными) казенными, бюджетными, автономными учреждениями в соответствии с законодательством Российской Федерации другому учреждению (централизованной бухгалтерии).

Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 20.03.2020 № 02-06-10/24073 разъяснено, что бюджетным законодательством предусмотрено право передать учетные полномочия иному учреждению, а также что бухгалтерская отчетность бюджетных (автономных) учреждений включается в состав представляемой учредителем бюджетной отчетности (по периметру консолидации), организация осуществления бюджетными (автономными) учреждениями учетных полномочий может быть аналогична порядку, предусмотренному для получателей бюджетных средств (казенных учреждений) (пункт 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса).

В случае передачи субъектом учета на основании договора (соглашения) полномочий по ведению бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, ведение бухгалтерского учета субъекта учета осуществляется структурным подразделением централизованной бухгалтерии или ее должностным лицом, на которое возложено выполнение переданных полномочий.

Организация и ведение бухгалтерского учета осуществляется субъектом учета (централизованной бухгалтерией) в соответствии с учетной политикой, сформированной согласно федеральному стандарту бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденному Приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н.

Также в п. 6 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ сказано, что по решению Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации полномочия соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы могут быть переданы в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, соответственно Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования. Во исполнение указанного пункта принято Постановление Правительства РФ от 27.12.2019 N 1890 "Об общих требованиях к передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы". В соответствии с указанным постановлением осуществление централизуемых полномочий может производится уполномоченным органом непосредственно и (или) через свои территориальные органы, подведомственное казенное учреждение.

Таким образом, субъект Российской Федерации вправе принять решение о создании специализированного учреждения (централизованной бухгалтерии), предметом и целями деятельности которого является начисление физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, осуществление ведения бухгалтерского учета, формирования отчетности созданных субъектом Российской Федерации учреждений (в т.ч. бюджетных и автономных). Данные разъяснения так же даны в письме Минфина России от 11.03.2016 N 02-07-05/13954, от 18.02.2016 № 02-07-05/9219.